Домой / FAQ / Заблуждения при работе с импульсным светом

Заблуждения при работе с импульсным светом

Сегодня о двух заблуждениях относительно фотосъёмки: 1. При съёмке с импульсным светом выдержки 1/60 секунды недостаточно, чтобы заморозить движение в кадре (всякие там капельки и брызги). 2. При съёмке с импульсным светом невозможно использовать светосильные объективы на открытых диафрагмах. Слишком уж много света дают импульсные источники света.

Рассмотрим первое заблуждение насчёт выдержки. Мы привыкли, что экспозиция снимка зависит от выдержки. Так? Не совсем.

Представьте, что мы находимся в абсолютно тёмном помещении без окон. Свет не проникает в помещение. Сколько бы вы не поставили выдержку на фотоаппарате, всё равно получите чёрный квадрат Малевича на изображении. Света-то нет!

Теперь внесём в помещение источник импульсного света. И сфотографируем любой предмет на выдержке 1/60 сек. Не меняя мощность импульсного источника света поменяем выдержку на 1/125 сек. и снова сфотографируем предмет.

Выдержка укоротилась в два раза. Казалось бы и количество света, попавшего на матрицу вашего фотоаппарата, тоже уменьшится в два раза (экспозиция уменьшится в два раза). А вот и нет!

Длительность импульса источника импульсного света, как правило, значительно короче, чем 1/125 сек. Для стандартных импульсных моноблоков известных производителей длительность импульса t0.1 составляет около 1/500 сек.

t0.1 это время, за которое мощность импульса падает в 10 раз. Есть и другой показатель. t0.5 время, за которое мощность импульса падает наполовину. Но второй показатель практически бесполезен, поскольку импульс, сниженный наполовину, даёт ещё очень много света в кадре. Отмечу лишь, что t0.5 приблизительно в три раза короче t0.1 и составляет что-то около 1/1500 сек.

Но, как говорят в пьесе, вернёмся к нашим баранам. Если длительность импульса источника света короче, чем выдержка, установленная на фотоаппарате, то нам совершенно без разницы, поставить ли выдержку 1/60 сек, или 1/100 сек, или 1/125 сек, или 1/200 сек. Экспозиция снимка не изменится! При съёмке с импульсным светом выдержка не влияет на экспозицию. Исключение обрезание самого импульса вспышки за счёт электронного затвора или за счёт быстрой синхронизации.

А, значит, всякие капельки замораживает не выдержка на фотоаппарате, а импульс источника света. Чем короче импульс источника света, тем менее смазанным получается изображение. Ниже приведу ссылку на фотографию, снятую на выдержке 1/200 сек. Если бы вы сняли тоже самое на той же выдержке при постоянном свете, то все капли бы размазались. Выдержки 1/200 сек недостаточно, чтобы заморозить капли жидкости при съёмке с постоянным светом.

Итак, выдержка 1/200 секунды, импульсный свет: Летящее яблоко.

Второе заблуждение. Прочитал в комментариях к какой-то записи в ЖЖ, что я вынуждена снимать на диафрагме f/8.0, поскольку слишком много света даёт импульсный источник света.

Дамы и господа, а что нам мешает уменьшить количество этого света? Уменьшить количество света возможно 6-ю способами (не учитывая способ изменения диафрагменного числа, поскольку нам как-раз нужна открытая диафрагма). Итак, вот они:

Уменьшаем мощность импульсного прибора (если есть регулятор). Увеличиваем расстояние между источником света и натюрмортом. Одеваем дополнительный рассеиватель на источник света. Накинем на него отрез белой материи или подвесим её непосредственно перед источником света. Одеваем на объектив нейтральный фильтр (ND neutral density). Уменьшаем эквивалентную чувствительность матрицы (уменьшаем ISO). Допустим, вы привыкли фотографировать на ISO 100. Загляните в настройки вашего фотоаппарата. Вдруг там есть расширенный режим, позволяющий устанавливать ISO 50? На некоторых фотоаппаратах есть такая чувствительность. Направляем источник света в любой отражатель (например, в стену), и уже от отражателя освещаем сцену.

В первом и в последнем варианте надо учитывать изменение характера света. Чем дальше источник света, тем свет становиться жёстче. Чтобы характер света не изменился следует использовать источник большего размера. В последнем варианте, чем больше отражающая поверхность, тем мягче будет свет относительно исходного.

Некоторые думают, что и в третьем варианте характер света резко измениться. Например, мы на 7-мидюймовый рефлектор оденем рассеиватель размером ровно с размер излучателя. Безусловно рассеиватель несколько выровняет поток света по полю излучателя, но эти изменения будут незначительны и характер света (жёсткий-мягкий) не изменится. Подробнее в статье Мягкий и жёсткий свет.

Пару слов про четвёртый вариант. Нейтральный фильтр вещь хорошая, но он снижает удобство как автофокусировки так и ручной фокусировки.

В качестве примера к статье приведу съёмку с импульсным светом на диафрагме f/1.4 моноблоком мощностью 500 Джоулей. Здесь уменьшение количества света достигалось совместно первым и вторым способом. Расстояние между источником света и цветком около 3-х метров.

19877_900

Проверьте также

Adobe InDesign для фотографа. Часть 3

Начало в статье: Adobe InDesign для фотографа. Сегодня о том, как выдержать одинаковое расстояние между …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *