Короче выдержки синхронизации 2

Почти год назад я обещал рассказать о способах обойти выдержку синхронизации (Короче выдержки синхронизации). И бахвальствовал, что мне известно аж 7 таких способов. Один способ я сразу же и описал. Сегодня расскрою остальные секреты.

Напомню, что выдержка синхронизации это наименьшая выдержка при которой ещё существует момент полного открытия окна затвора. Чуть сложновато для понимания. Просто надо знать, что при выдержках короче выдержки синхронизации затвор никогда не открыт полностью. Между шторками как бы остаётся щель, которая последовательно проходит над всей плоскостью кадра, экспонируя его по частям. Посмотрите на анимации в начале статьи. На ней показано, как работает затвор на выдержках длиннее или равных выдержке синхронизации.

Вторая анимация показывает, как работает затвор при выдержках короче выдержки синхронизации. Нет ни одного момента времени, когда бы было видно одновременно всё изображение.  А значит, если мы в какой-то момент запустим вспышку, то у нас осветится только часть кадра. Остальная часть кадра в этот момент будет закрыта шторками и на итоговой фотографии окажется в тени. Вот с этим явлением нам и предстоит побороться.

Итак. Вернёмся к способам обмана. Второй способ максимально банальный, но абсолютно рабочий. Мы тупо скадрируем фотографию, отрезав участок, закрытый шторкой затвора. Вот такой-вот безхитростный способ обхода выдержки синхронизации.

Третий способ вы сами давно используете. Это электронный затвор. Он завоевал все цифровые мыльницы и беззеркалки, завоевал сотовые телефоны и видеокамеры. Он даже проник в святая-святых в зеркалки и среднеформатную технику. Поскольку нет механически движущихся шторок, то снимать со вспышкой можно на любой выдержке.

Четвёртый способ тоже связан с конструкцией затвора. Существуют так называемые центральные затворы. Такой затвор имел фотоаппарат Смена-8М. Шторки (или ламели) не движутся сверху вниз или справа налево. Они как ирисовая диафрагма фотоаппарата движутся лепестками из центра/в центр. Собственно говоря, сам затвор в такой конструкции может выполнять роль диафрагмы. У центрального затвора, как правило, нет ограничений по синхронизации со вспышками, но есть ограничения по длительности самих выдержек. По крайней мере дешёвый фотоаппарат Смена-8М, имея выдержку синхронизации 1/250 с (у него короче выдержки и не было), запросто уделывал по этому параметру дорогой Зенит со шторным затвором, имевший выдержку синхронизации лишь 1/30 с.

сenter

Пятый способ это всемизвестная высокоскоростная синхронизация, встроенная во все современные внешние вспышки (FP/HSS). Высокоскоростная синхронизация нужна именно для работы с выдержками короче выдержки синхронизации. При этом во время экспонирования снимка вспышка делает не один импульс, а несколько. Недостатки у этого способа тоже есть. Падает мощность вспышки (её импульс делиться на несколько импульсов меньшей мощности). Вспышку необходимо либо оставлять в горячем башмаке, либо управлять ей по протоколу Canon (Nikon), а это дополнительные устройства синхронизации. Третьий недостаток это временный паралакс, который на быстро движущихся предметах может дать смаз. Надо уточнить, что паралакс (смещение верхних частей изображения относительно нижних) в данном случае никак не связан с работой вспышки. Это особенность работы шторных затворов на выдержках короче выдержки синхронизации. Посмотрите на иллюстрацию ниже. Левая фотография вентилятора, имеющего постоянную скорость вращения лопастей, сделана при выдержке синхронизации (1/200 с), а правая фотография при выдержке 1/1000 с.

Казалось бы, что при выдержке 1/1000 с вентилятор должен получиться заведомо резче, более замороженным. Ан нет. За счёт паралакса он выглядит наоборот более размытым.

Шестой способ работает только при наличии постоянного света. Рассмотрим две фотографии ниже. Солнечное утро, естественный постоянный свет. Левый снимок сделан без вспышки, а правый с заполняющей вспышкой на выдержке 1/400 с фотоаппаратом Canon EOS 5D Mark II.

Но фотоаппарат Canon EOS 5D Mark II имеет выдержку синхронизации 1/200 с. Где же шторка в кадре? Почему её не видно? А давайте оставим вспышку, но введём в кадр белый фон. Voilà и шторка стала видна (затемнение кадра справа).

Догадались, почему шторка была не видна до этого? Она просто попадала в область кадра, где было небо.

Для чего может понадобиться такой способ съёмки? Представьте, что на прогулке вам надо подсветить модель вспышкой. Предположим, что кадр горизонтальный. Солнечного света много, выдержка уже равна выдержке синхронизации, а сильно зажимать диафрагму вы по какой-то причине не хотите (например, вам нужен размытый фон, или при зажатой диафрагме уже будет не хватать мощности вспышки).  Тогда вы переворачиваете фотоаппарат (пентапризмой вниз) и делаете снимок при укороченной выдержке 1/400 с. Почему фотоаппарат надо переворачивать? Потому что при обычном горизонтальном положении фотоаппарата затемнение кадра будет снизу, а значит подсветить землю вспышкой не удастся. Поэтому и переворачиваем фотоаппарат вверх тормашками. Пусть шторка окажется в небе. Кстати подумайте на досуге, почему большинство производителей фотоаппаратов стараются выполнять затворы таким образом, чтобы ламели двигались по короткой стороне кадра?

Седьмой способ вариация второго способа и некая противоположность шестого способа. Ни постоянный свет, ни вспышка не должны попадать на фон. Предмет фотографируется на абсолютно чёрном фоне. Снимаемый предмет точно так же помещаем в область кадра, где он не будет закрыт шторкой затвора. Способ интересен лишь как теоретически возможный, но практически никогда не используемый. Поскольку при отсутствии постоянного света нам и не нужна короткая выдержка. Мы можем поставить вообще сколь угодно длинную выдержку. Изображение всё равно будет заморожено лишь импульсом вспышки. Более того мы можем в течении экспозиции одного кадра сделать несколько импульсов вспышек. Например, режим стробоскоп во внешних вспышках выполнен именно по такому принципу. Но это тема отдельной статьи.

Все секреты раскрыты.

Удачи в работе и творчестве!

 

 

Обсуждение: оставлено 22 коммент.

  1. Добрый день!
    Вы эксперт по вспышкам и синхронизации, и я думаю, что Вы сможете мне помочь :)
    Я работаю с canon5d mark2 и синхронизаторами pocket wizard mini tt1 и flex tt5. Они поддерживают синхронизацию до 1/8000, вспышки работают у меня всегда в мануале (я использую три и более вспышек canon 580 на своих съемках). Конечно, при работе с объективами l- серии синхры срабатывают без нареканий. Но в последнее время я увлеклась всякими мануальными старыми объективами, самодельными тилт-шифтами из гелиосов и так далее. Очень странно, но при работе с ними синхронизация срабатывает корректно раз через три раза, а остальные кадры закрывает черная полоска, причем она на одних и тех же выбранных мной выдержках может быть разной: щелк полоска на полкадра, щелк нормальный кадр, щелк полоска на нижнюю часть кадра, щелк почти весь кадр черный и так далее. Что это могло бы быть? Могу сделать и выслать тесты :)
    Помогите разобраться, пожалуйста!

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Уж, не госпожа ли Пушкарёва пожаловала на сей скромный ресурс?
      .
      Здравствуйте, Дарья. Пока не приходят никакие здравые мысли на счёт вашей проблемы. Если будут идеи, я обязательно отпишусь.
      И если вы сами найдёте решение этой проблемы, пожалуйста, тоже отпишитесь здесь. Мне очень интересно.

      1. Дарья:

        Госпожа ))))) Она, она самая ))))
        Очень интересный ресурс, только сегодня его обнаружила, с удовольствием читаю!
        Я, конечно, вряд ли разберусь у меня голова не заточена под технические вопросы вообще, к сожалению. Но если вдруг найду великого магистра по синхрам, и он мне раскроет тайны совместимости с мануальной оптикой поделюсь непременно!

        Я просто не знаю, где магистров искать (

        1. Павел Говоров Павел Говоров:

          Рад видеть известного фотографа у себя в гостях.
          .
          Ресурс, да, он слегка для техноманьяков типа меня :)

          1. Дарья:

            И типа меня ))))))))

  2. Дарья:

    Забавно, но проблема решилась перепрошивкой )))

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Чудны дела твои, господи.
      Ни за чтоб не догадался.

  3. Дарья:

    Павел)) Это снова я))
    Возникла новая проблема, на этот раз с синхронизатором flex tt5, хотела бы обратиться за советом, как ее решить.
    Прикрепляю видео с записью проблемы, надеюсь, оно откроется у Вас! К сожалению, только архивом http://narod.ru/disk/57546242001.323918ab5d7fb43008f09ea845edd619/MVI_9933.MOV.html

    Описание такое: синхронизирую одновременно три вспышки. Две срабатывают при нажатии кнопки test сразу и исправно, одна не срабатывает, при этом огонек на синхронизаторе начинает многократно мигать красным. Заменила аккумуляторы не помогло. Через несколько таких безуспешных тестов синхронизатор все-таки начинает срабатывать так же исправно, как и два других. Как решить проблему отсутствия синхронизации вначале?
    Огромное спасибо заранее, буду очень ждать ответа!!!

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Дарья, здравствуйте.
      Флексы настолько умные, что разумный совет дать сложно. Многократное мигание говорит лишь о том, что есть какая-то ошибка. У меня несколько вопросов.
      .
      Пробовали ли вы менять вспышки и приемники местами. Тот приёмник с многократным миганием так работает со всеми вспышками? Возможно дело во вспышке Canon.
      .
      Не забываете ли выключать приёмник и вспышку перед их соединением?
      .
      А если вместо 580 поставить другую вспышку Canon (например, 430), проблема остаётся?
      .
      Какой канал управления используется? Вспышки в каком режиме (TTL, E-TTL, M)? Все вспышки в этом режиме?
      .
      А совет пока один. Сбросить к фабричным все настройки передатчика, приёмников и вспышек (!) и попробовать всё заново.

  4. Дарья:

    Так, кое-что прояснилось проблема со вспышкой, она на всех синхронизаторах так глючит. Теперь буду писать в техподдержку кэнон, чтобы понять, что с ней может быть))) Вы были правы )

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Надеюсь, вы пробовали сбросить все настройки вспышки к фабричным.
      .
      Лучше это сделать, установив вспышку на фотоаппарат и пройдя в раздел Управление вспышкой с камеры -> Стереть все С.Fn Speedlite (так для 5DII).
      .
      Всякое бывает. Может забыли режим Master или Slave выключить. Может быть влияют настройки C.Fn-05 (Режим замера вспышки).
      .
      Просто почистить контакты вспышки. Хотя у 580-ой контакты сделаны гораздо лучше 430-ой всё же стоит и это попробовать.

  5. Дарья:

    Паш, а как корректно почистить контакты вспышки?

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Берёте обычный канцелярский ластик и несколько раз проводите по контактам вспышки. Нажимать лучше с усилием, т. к. контакты подпружинены. Остатки ластика сдуваете грушей. Этого обычно достаточно.

      1. Дарья:

        Офигеть, я уже медицинский спирт приготовила!!!

        1. Павел Говоров Павел Говоров:

          Спирт это радикальная мера для сильных загрязнений. Когда на контакты попадает агрессивная жидкость и начинает разъедать их.

  6. Владимир:

    Здравствуйте! И огромное спасибо за такой сайт!
    Не так давно занался фото в студии.
    Из техники: Nikon D5000, выдержка синхронизации 1/200, подключен к компу с Lightroom 4 по USB. Т.е. снимаем сразу в компьютер.
    Постановочная фотография. Выдержка 1/125, диафрагма от 4 и выше.
    Свет: две головки FOMEI Pro X 500, http://eshop.fomei.com/en/produkt/digital-pro-x-500-studio-flash/k-FY7823/, длительность импульса 1/2000, для синхронизации используется радиопередатчик http://eshop.fomei.com/en/produkt/transmitter-24-ghz-pro-x-for-dslr-cameras-double-picture/k-FY7828/

    Проблема следующая: после наскольких (трех) месяцев использования появилась характерная темная полоса в нижней части снимков ,точно как у Вас на примере. Ранее такого не наблюдалось.

    Вопрос: всегда ли появление полосы связано с некорректной синхронизацией или возможны и более тривиальные проблемы (механика зеркала и т.д.).

    Извините за чайниковский подход, но может сможете помочь?

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Приветствую, Владимир.
      Во-первых все мы чайники. Множество вещей в фотографии мы не знаем. Обучаться придётся всю жизнь. Поэтому спрашивайте на здоровье.
      .
      Теперь по поводу синхронизации. Наивероятнейшая причина появления чёрной полосы это ваши радиосинхронизаторы. Чтобы убедится в этом, надо воспользоваться световой синхронизацией: видимый или инфракрасный (ИК) свет. Если негде взять на пробу ИК-синхронизатор, то уж обычную накамерную вспышку всегда найти можно.
      устанавливаете режим вспышки Manual (это важно!), т. е. не только фотоаппарат в режиме М, но и вспышка, иначе вспышка будет давать предварительный оценочный импульс, и на него будут реагировать ваши моноблоки;
      мощность вспышки ставите на минимум (1/16 1/32), нам не нужен свет в кадре от накамерной вспышки, накамерная вспышка нужна нам лишь в роли синхронизатора, повышаете её мощность только в том случае, если ваши моноблоки не видят импульс вспышки;
      излучатель вспышки отворачиваете в сторону (чтобы вспышка не давала лишних бликов в кадре, например, в зрачках). Хотя при тестовой съёмке это необязательно.
      .
      А можно просто попробовать заменить батарейки как в передатчике, так и в приёмниках. Если после замены полоса исчезла, дело было в радиосинхронизаторах.
      .
      Также возможной причиной может быть заедание ламелей затвора фотоаппарата. Но это редкий случай.

      1. Владимир:

        Павел, благодарю Вас за быстрый и развернутый ответ. Все же решил поиграть выдержкой при съёмке, оставил 1/60 с. И все! Вопрос решился! Здесь, конечно же, очень помогло новое знание, что значение выдержки не влияет на экспозицию при импульсном освещении, о чем раньше не догадывался. Ведь раньше, когда учился фотографии и в школе, было все проще, больше выдержка меньше диафрагма, экспозиция та же, глубина резкости больше, «Зоркий-М» :). А вот со вспышками на старости лет связался, а знаний нет. Спасибо Вам огромное за этот сайт, очень доступно и по делу.

        1. Павел Говоров Павел Говоров:

          Слив не защитан ))
          Увеличение выдержки это как раз стандартный способ ухода от проблемы с радиосинхронизаторами.
          Вы не решили проблему, а ушли от неё.
          Поменяйте батарейки в передатчике и приёмнике!

  7. Aleksandr:

    Не все способы раскрыты. :)
    Как использовать короткие выдержки(короче х-sync) при работе со студийным импульсным освещением? А? :)
    А легко!

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Все способы описаны.
      Со студийным светом это как раз первый способ. Ссылка на него есть в начале статьи.

      1. Aleksandr:

        Аааа! Не сообразил заглянуть в первую ссылку.
        Ну, да, тогда все. 😀

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

© 2016 fimpuls.ru // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru