Влияние софтбоксов на цветовую температуру источников света. Часть 2
В комментариях к статье Влияние софтбоксов на цветовую температуру источников света был задан резонный вопрос:
На каком основании автор решил, что цветовую температуру меняет каждый слой рассеивателя софтбокса? Может рассеивающий материал даёт смещение по цветовой температуре независимо от количества слоёв?
Вопрос очень интересный. Действительно, удастся ли понизить цветовую температуру источника света в 5000 Кельвинов до 3000 Кельвинов, сделав набор из 10-15 слоёв рассеивателя?
В практической съёмке обычно не требуется более 3-х слоёв рассеивателя. Поэтому я предлагаю ограничиться этим количеством. Желающие могут поэкспериментировать с любой толщиной слоёного пирога.
В качестве подопытного экземпляра выступит сегодня стрипбокс Raylab RSHR 35140 ULTRA. Это разновидность софтбокса с размерами 35х140 см. Конструктивно стрипбокс имеет два рассеивающих слоя: основной и внутренний. Внутренний слой не перекрывает световой поток от моноблока полностью. Между рассеивателем и стенкой стрипбокса остаётся небольшой зазор. Основной слой рассеивателя перекрывает световой поток полностью.
Посмотрите, что у меня получилось. Результаты неожиданные. Цветовая температура неуклонно понижалась при добавлении каждого слоя рассеивателя. Но нелинейно, а с возрастанием степени воздействия.
Первый кадр рассеиватели отсутствуют. Цветовая температура 5200 K. Второй кадр установлен внутренний рассеиватель. Цветовая температура понизилась на 150 K (5050 K). Третий кадр установлено два рассеивателя (внутренний и основной). Цветовая температура понизилась ещё на 200 K (4850 K). Четвёртый кадр три рассеивателя (добавлен внешний рассеиватель из такого же материала). Цветовая температура понизилась ещё на 250 K (4600 K).
Не могу объяснить, почему зависимость нелинейная. Также трудно сказать, сохраниться ли такая тенденция и при добавлении последующих слоёв.
Наш эксперимент лишь показывает тенденцию к понижению цветовой температуры. Результаты эксперимента могут пригодиться при съёмке с источниками света с разными модификаторами (например, рефлектор и софтбокс). Если температуры источников света будут сильно различаться, то это становится заметным на снимке. Обычно неудобство доставляет разница в 500 K и больше.
На иллюстрации в начале статьи показаны фотографии листа ватмана. В течении всей съёмки я не менял баланс белого на фотоаппарате. Он был установлен по серой карте на 5200 K в момент съёмки без рассеивателя.
Почему ватман синий на первом снимке (верхний левый угол съёмка без рассеивателей), я уже говорил в первой части статьи. Ватман оптически отбеливается. А если быть точнее отсинивается. Человеческому глазу обычный белый (читай серый) цвет кажется недостаточно белым. Наши бабушки добавляли синьку (ультрамарин) при стирке, чтобы одежда не выглядела заношенной.
Так дело обстоит и с бумагой. Оптическое отбеливание увеличивает интенсивность отражаемого цвета в фиолетово-синей части спектра.
По этой же причине платья невест, как правило, с голубоватым оттенком, а не белые. Баланс белого по платью невесты выставлять нельзя. Сравнительно нейтрален пожалуй только материал фаты.
Вернёмся к листу ватмана. Добавление внутреннего слоя рассеивателя понизило цветовую температуру источника света и ватман стал белым (верхний правый угол). Дальнейшее добавление слоёв рассеивателя стало делать излучаемый свет и цвет ватмана жёлтым (нижние левый и правый углы иллюстрации).
Надёюсь, вопрос с софтбоксами и их влиянием на цветовую температуру прояснился.
Удачи в работе и вдохновения в творчестве!