FAQ по репортажной съёмке в интерьере

Ответы на вопросы к статье Съёмка в помещении.
Почему бы сразу не выставить баланс белого при съёмке?
Выставлять баланс белого (ББ) сразу не имеет смысла, если вы не используете светофильтр на вспышке. Если светофильтр используете, то можно выставить ББ. Светофильтр даст более чистый цвет на снимках и меньшую разницу по цветовой температуре между передним и задним планом. Предполагается, что вы достаточно точно снизили светофильтром цветовую температуру вспышки, подогнав её под окружающее постоянное освещение.
При постобработке ББ всё равно придётся править на части кадров. Поэтому и в случае использования светофильтра я не парюсь и снимаю в AWB.
Не зависимо от того, есть ли светофильтр на вспышке или нет, баланс белого может меняться от цвета отражающей поверхности. Вы никогда не знаете откуда точно отразится свет вспышки. Он может задеть цветную стену, может попасть в цветной участок потолка.
Есть у нас ресторан a la russe. С охотничьей тематикой в интерьере. Медведь стоит в лестничном пролёте, и всё такое. Ресторан находится в настоящем двухэтажном срубе. Стены сруба внутри покрыты коричневой морилкой. Она хорошо выявляет структуру дерева. Швы между брёвнами законопачены и защищены льняным судовым канатом. Потолок подшивка из доски-вагонки, покрытая той же тёмной морилкой. Таким образом, куда бы не был направлен излучатель вспышки, отражённый свет окрашивается в тёплые оттенки. Вот и получается, что здесь вообще можно снимать без утепляющего светофильтра. А то и, наоборот, применять холодный светофильтр.
Вы не знаете точно, какая часть импульса вспышки дойдёт до объекта съёмки (точность определения экспозиции хуже, чем при съёмке вспышкой в лоб). Вы не знаете точно, как ляжет импульс вспышки в случае потолка сложной формы. При использовании вспышки без светофильтра цвет отражающей поверхности, расстояние до отражающей поверхности и форма отражающей поверхности кардинально меняют цветовую температуру. Предмет всегда освещается смесью окружающего постоянного света и отражённого импульсного света. Поскольку постоянный свет и свет вспышки имеют разную цветовую температуру, то при изменении доли импульсного света, попадающего на объект, меняется и цветовая температура в точке съёмки.
Снимайте в AWB и не заморачивайтесь.
Как крепить светофильтр к вспышкам Canon?
Да, не повезло тем, кто пользуется сапопом )). Это только у вспышек Nikon светофильтры идут в комплекте. Правда, тоже не у всех.
Во-первых, для вспышек Canon сторонние производители выпускают конверсионные и корректирующие насадки. Но не гарантируется их соответствие стандартным значениям (Гели). Особенно подозрение вызывают корректирующие насадки для люминисцентных ламп.
Во-вторых, есть и универсальные насадки, которые позволяют менять цвет светофильтра. Например, рассеиватели Гари Фонга (Gary Fong) лайтсферы и унитазы. Например, люмиквестовские насадки со сменными отражателями (Lumiquest). Например, фламовские (Flama) рассеиватели (по-моему они у Фонга их передрали).
Надеюсь, понимаете, что все насадки-рассеиватели работают только тогда, когда вокруг есть отражающие поверхности или расстояние между вспышкой и моделью небольшое? Слово работают здесь означает, что от них есть заметный эффект смягчения света. На пленере при расстоянии до модели более 4-х метров небольшие насадки практически бесполезны и только уменьшаю мощность импульса вспышки.
Теперь о кустарных способах крепления. Я использую способ крепления светофильтров на вспышку с помощью самоклеящейся ленты. Но это не офисный или упаковочный скотч. От них остаются следы. Лучше ПВХ-изолента, малярная лента или незаменимый гаффер-тейп.
Gaffer tape это самоклеящаяся лента на тканевой основе с очень высокими адгезионными свойствами. Хорошо приклеивается к разнообразным поверхностям. Но самое замечательное её свойство это отсутствие следов на поверхности после её удаления. Я её использую не только на вспышке, но и для отметки положения стула на полу для съёмки в детском саду (Съёмка в детском саду).
В Питере гаффер тейп можно купить в магазинах Спец-фото . Сразу предупреждаю, что удовольствие это не дешевое (от 400 до 1000 руб. за рулон). Гаффер тейп имеется и в специализированных магазинах для киношников (Киносклад в Москве и Питере). Фотоиндустрия тоже торгует этой лентой, но, к сожалению, там продажи плохо организованы. Пытался купить у них зимой листовые светофильтры. Все обещанные сроки мы с вами свяжемся в течении были сорваны. В результате, купил в другом месте. Только через две недели мне пришло письмо вы делали у нас заказ Может сейчас что-то и поменялось.
Крепление самоклеящимися лентами надёжно, но не очень удобно. Время установки/демонтажа/замены фильтра существенно. Почему я подробно остановился на этой ленте? Она может вам пригодится не только для светофильтров, но и для крепления различных аксессуаров в натурных и студийных съёмках.
Самое простое это фиксация светофильтра с помощью встроенного широкоугольного рассеивателя вспышки. В терминологии Canon этот рассеиватель называется широкоугольная панель (built-in wide panel). Выдвигаете её и между ней и излучателем вставляете фильтр. За счёт того, что панель подпружинена и имеет ручку (бортик) для вытаскивания, светофильтр будет зажат этой панелью. Это не очень надёжно, от резких движений светофильтр может вылететь. Но вариант имеет право на жизнь.
Самодельные светофильтры, вырезанные из цветных офисных папок, креплю с помощью хвостика, вставляемого в щель для широкоугольного рассеивателя вспышки. Очень удобно: простая и быстрая замена фильтра и его надёжное крепление.
Где купить светофильтры на вспышку (Москва)?
Этого не подскажу, поскольку сам не в Москве. В Питере я покупал у Дениса Хабарова (группа вконтакте Гелевые фильтры для ярких фото). Он и почтой высылает.
Вот очень хорошее предложение на e-bay. Это набор фильтров для вспышек Yongnuo, но размер фильтров достаточно большой и полностью закрывает излучатель вспышки Canon Speedlite 580EX II. https://www.ebay.com/itm/Selens-20x-Flash-Color-Gels-Filter-for-ongnuo
Удобное крепление с помощью резинового бандажа (кольцевая лента). В комплект входят 20 штук цветных и конверсионных фильтров. В Москве эти комплекты есть, но цена в три раза дороже.
Удачи в работе и творчестве!