Съёмка в детском саду

Не знаю чего больше в съёмке детей техники или психологии. Думаю, что всё-таки второго.

За несколько минут общения с ребёнком надо суметь привлечь его внимание, дать положительный настрой и сделать несколько снимков. Ниже между соседними снимками разница всего в минуту. На левых снимках можно наблюдать равнодушие, скуку, усталость и даже явную агрессию. Несколько фраз и общение налаживается.

А здесь на левой фотографии Никита вообще говорит: Я никогда в жизни не улыбался и никогда не буду. Через минуту (правая фотография): Сфотографируйте меня последние 10 раз.

Расскажу о том, как я обычно произвожу съёмку в детском саду.

Схема расстановки осветительных приборов простейшая. Рисующий источник света моноблок с софтбоксом 100х80 см. Заполнение теней с помощью отражателя. Фоновый источник света моноблок с семидюймовым рефлектором.

Нетканый фон навешан на держатель фона Manfrotto 314B с телескопической трёхсекционной перекладиной. Отклоняясь от темы, скажу, что именно телескопическая перекладина меня больше всего радует в этом наборе очень удобная штука. Фон полностью выбеливается источником света. Расстояние от фона до модели около 3-х метров, поэтому сильных обратных засветов от фона на модель нет.

Ниже приведу пример фото, когда фоновый моноблок не сработал. Он не успел зарядиться, пока я ловил эмоции девочки. Параметры, выставленные на фотоаппарате: выдержка 1/250 с, диафрагма f/11, чувствительность ISO100. Наверное у вас сразу возникает вопрос, почему выдержка такая короткая? Она же явно короче выдержки синхронизации. Нет, не короче. Здесь был использован старенький фотоаппарат Canon EOS 40D с кропнутой матрицей. Если размер матрицы меньше плёночного кадра, то скорость работы ламельного затвора выше (ему приходится проходить меньшее расстояние).

Фокусное расстояние объектива 100 мм, дабы избежать ненужных искажений пропорций лица. Скажете, что всё равно голова выглядят непропорционально большой? Это реальная диспропорция у детей. Тут нечему удивляться.

Детский табурет (или в крайнем случае детский стульчик с маленькой спинкой) стоит на полу. Табурет лучше, потому что спинка от стула может попадать в кадр. Табурет чуть развёрнута к рисующему свету. Ребёнок, садясь на табурет, сам невольно чуть разворачивает корпус к софтбоксу. Так снимки получаются более живыми.

Расположение ножек стула отмечено на полу крестиками из изоленты. Если дети случайно и сдвинут стул, то не надо будет заново настраивать схему освещения.

Некоторые думают, что месторасположение стула помечают для того, чтобы получить одинаковый масштаб съёмки детей. Не тут-то было. Как вы ни старайтесь, все дети в группе очень разные по размеру, не смотря на одинаковый возраст.

То же самое относиться и к корпоративному портрету. Нет одинаковых людей. Кто-то выше, кто-то толще. Поэтому до съёмки схему освещения выстраивают по человеку среднего роста. А после съёмки все портреты подгоняются под некоторый средний размер. Тогда виньетка или корпоративный стенд будут выглядеть гармонично.

Что касается съёмки в детском саду, то освещение всё же придётся один раз поменять для съёмки воспитателей, нянечек, работников столовой, медсестры, музыкального работника, заведующей и прочих взрослых.

Съёмка детей на самом деле очень сложная и трудоёмкая работа. Уважаю тех, кто полностью работает только с детьми. У меня нет столько терпения :).

Удачи в работе и творчестве!

 

Обсуждение: оставлено 32 коммент.

  1. Роман:

    Спасибо за схемы освещения. Не подскажите, как договориться с детьми? Предстоит сложная съемка в детском реабилитационном центре. Сильно много опыта нет, но хочется сделать хорошо.

  2. Павел Говоров Павел Говоров:

    С детьми разговаривайте об их проблемах.

    Какая твоя любимая машинка?
    А папа у тебя случайно не шофер? А кто?

    Чем ты кормил сегодня кошку?
    А у меня нет кошки :)
    А кто у тебя живёт дома?

    Ух, какой бант. Ты сама завязываешь банты?

    А ты своих кукол берёшь в детский сад?

    На каток ходишь?
    На санках сегодня катались?

    А во время разговора как-бы невзначай нажимаете на кнопку фотоаппарата.

  3. Павел Говоров Павел Говоров:

    Снимал как-то деток в онкологии.
    Они смотрят на тебя как-то по особенному.
    Но они тоже хотят быть красивыми, даже если вместо волос уже давно парик.

  4. Добрый День ! Мне предложили съемку в детством саду. Я с детками не разу не работал, но отказываться от предложения не хочется. Правильно ли я понял, что фотографировать нужно только с источником постоянного освещения ?

  5. Павел Говоров Павел Говоров:

    Нет, Александр.
    Приведён пример как раз съёмки с импульсным светом.
    Весь блог ориентирован на съёмку прежде всего с импульсным светом.
    Ещё раз обратите внимание на съёмочные параметры:
    ISO 100, 1/250 с, f/11.
    Это какой же мощности должны быть постоянные источники света, чтобы снимать при таких параметрах?
    Конечно, здесь импульсный свет.
    На последней фотографии даже приведён пример, когда источник импульсного фонового света (моноблок) не успел зарядиться. Постоянному источнику света заряжаться не нужно. Он всегда готов к работе.
    Смело используйте импульсный свет.

  6. Саша:

    хороший пост)спасибо
    мне вот вскоре предстоит впервые съемка школьников на выпускной альбом
    какой комплект света посоветуете купить
    с учетом,что групповое фото тоже нужно будет..
    всё собираю на эту тему инфу,как лучше все сделать
    за любой совет буду благодарна)

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Для съёмки погрудного портрета (на виньетки) достаточно даже одной накамерной вспышки. И даже можно оставить её в горячем башмаке камеры. Но при этом обязательно снимать с отражённым светом, а не вспышкой в лоб.

      Улучшить результат поможет вторая вспышка, которую можно использовать для подсветки фона. Третья вспышка может использоваться как моделирующий свет или как подсветка волос.

      Здесь больших сложностей нет. Хотите меньше работы с ретушью используйте мягкий свет (как выше в статье). Хотите более выразительный свет используйте голые вспышки или моноблоки с рефлекторами.

      Наибольшую сложность, как правило, вызывает групповой портрет. Для большой группы детей бывает мало даже двух моноблоков по 500Дж. Приходится завышать ISO, уменьшать диафрагменное число (снижать ГРИП).

      Использовать вспышки на отражение при съёмке группового портрета не советую большая потеря полезной мощности моноблоков. Здесь поможет использование моноблоков с белыми зонтами на просвет, направленных прямо на группу детей. Два моноблока располагаются по бокам от фотографа.

      Самое лучшее уговорить всех выйти на улицу в светлое время суток. Если не выйдет, а мощности моноблоков недостаточно, то придётся смешивать постоянный свет помещения с импульсным светом моноблоков. Не самое лучшее решение, но всё-таки выход из положения. Особенно придётся повозиться с балансом белого.

  7. Дмитрий:

    Добрый день, случайно нашёл ваш пост, хотел бы задать один вопрос.
    Весной 2013 года собираюсь снимать на виньетки детишек в двух садиках, первый раз. Есть набор импульсного света (3*250Дж, 2 совтбокса 50*70, 2 зонтика). Вопрос с выбором фона. Дело в том что на виньетках будет свой фон, поэтому мне нужно вырезать с минимальной потерей деталей, а именно волос. В домашней студии имеются белый и серый фон, но в одежде у детей точно будут такие цвета, может стоит купить зелёный или голубой фон? Как у вас на практике?

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Здравствуйте, Дмитрий.
      У вас очень хороший набор осветительного оборудования, которого достаточно для подобной съёмки в детском саду.
      .
      Я не занимаюсь коллажами. Съёмка на виньетки и съёмка на виньетки с коллажированием две большие разницы по затратам времени. И цена должна различаться существенно.
      .
      Если всё же решились взяться за коллаж, то советую цвет фона при съёмке подбирать в зависимости от цвета предполагаемой подложки. К примеру, предполагается в качестве фоновой иллюстрации небо, тогда цвет фона синий (голубой). Фоновая иллюстрация осенний пейзаж, цвет фона жёлтый или зелёный. И т. д. Если будущая иллюстрация разноцветная, то тогда выбирайте хромакейные фоны (ядовитозелёный или ядовито-синий :))
      В любом случае фон освещаете равномерно (можно использовать либо два зонтика, либо два софтбокса. А рисующий свет поставить так, как в этой статье (либо один софтбокс, либо один зонт на отражение или на просвет).
      .
      Есть ещё вариант установки света. Рисующий как в статье. Добавляете контровой на волосы-плечи (сзади, сверху). Либо как моделирующий (диагонально рисующему). Такой свет отделит ребёнка от фона и вам легче будет производить коллажирование. Но обязательно потренируйтесь с этой схемой перед коммерческой съёмкой.

  8. Здравствуйте Павел! У меня тоже вопрос по съемке в саду. Я снимаю на НИКОН Д80 с внешней вспышкой и портретником НИКОН 50мм, 1/4. Так вот вопрос в том, что все время тени на фоне, замучалась все тени вручную убирать (на дорогущий студийный свет денег нет), что по минимуму нужно купить, чтобы избежать эти тени?

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Здравствуте, Светлана.
      Ответ получился объёмным, поэтому помещаю его отдельно:
      /archives/syomka-v-detskom-sadu-s-odnoj-vspyshkoj

  9. Спасибо Павел огромное! Буду изучать статью.
    У меня еще пару вопросов к вам, я скинула их на почту.
    Еще раз огромное спасибо за помощь!

  10. Алексей:

    Павел, добрый день! Случайно наткнулся на ваши заметки о фотосъемке в детском саду. Сам иногда это делаю. Раньше снимал с помощью двух вспышек с зонтами. Но недавно мне досталось два моноблока. Пока не могу с ними совладать (нет привычных цифровых значений, все на глазок). Посмотрел вашу световую схему. Скажите, пожалуйста, у вас фоновый моноблок так и светит без рассеевателя? НАверное, тогда надо выставлять совсем небольшую мощность? Как вы добиваетесь контровой подсветки, если вообще это делаете? Или только фон подсвечиваете? Спасибо Вам за ваш опыт! Очень хорошо написано.

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Приветствую, Алексей.
      Про схему освещения.
      Да, фоновый свет это моноблок с рефлектором. Без рассеивателя. Его хорошо видно на фотографии в статье Съёмка в детском саду. Конечный продукт.
      Его мощность определяется рисующим источником света фон должен быть пересвечен на полторы-две ступени экспозиции.
      Контровая подсветка в данной схеме не использована. Всего два источника света.

  11. Алексей:

    Ага, увидел. Спасибо!
    Если рефлектора нет? Есть какой-то выход?

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Моноблоки используются обычно с насадками. В данном случае на фоновый моноблок можно установить зонт (желательно с задней отражающей стенкой, т. е. зонт-софтбокс) или софтбокс. Они сильнее будут поглощать мощность источника света, но и дадут более равномерное освещение фона.
      Есть варианты с рассеивателями и отражателями. Но с ними труднее контролировать распространение светового потока.

  12. Алексей:

    Павел, ещё раз спасибо за ответы!
    У меня в наличии такое оборудование: два моноблока, два зонта (просто зонты), одна вспышка, синий фон. Какую схему освещения вы могли бы посоветовать? И как быть с зонатми: на просвет или на отражение устанавливать?

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      В вашем случае я бы приобрёл сотовую насадку на вспышку и сделал бы с её помощью световое пятно на фоне с размытыми краями. Это придаст объём снимку.
      Подойдёт что- то вроде этого:
      http://www.poiskfoto.ru/2266/nasadka-s-sotami-dlya-nakamernoj-vspyshki
      А с помощью моноблоков с зонтами я бы организовал диагональную схему освещения. Она проста и хорошо передаёт объём:
      /nevesta-dva-istochnika-sveta/

  13. Алексей:

    Попробовал диагональную схему. Почему-то жесткие тени получаются. Половина лица слишком темная. Не могу понять причины. Но всен равно большое Вам спасибо за ответы! И за ваш сайт в целом!

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      У вас же зонты. Откуда там жёсткие тени? Плотные другое дело. Вероятно высокий контраст. Для снижения контраста необходимо увеличивать расстояние между источником и моделью либо использовать дополнительные отражатели, как у меня в схеме.

  14. Алексей:

    Да, точно контраст. Неправильно сформулировал. Попробую ещё раз. Загорелся включить эту схему в свой набор. У меня расстояние от модели до рисующего было около полутора метров и так же до моделирующего. Помещение позволяет ещё на метр отодвинуться. Выдержка 200, ISO 100, диафрагма 8 10. Два моноблока по 200 джоулей.

  15. Андрей:

    Попробовал эту схему, отдельные волосы по периметру головы пересвечены фоновой вспышкой. Присмотрелся, на ваших снимках тоже. Получается, схема освещения применима только для небольших отпечатков?

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Почему это нельзя напечатать большой отпечаток?
      Или вы думаете, что с этих снимков нельзя печатать 20х30 см и более?
      Странный какой-то вывод.
      .
      А то, что волосы могут выжигаться, я предупреждал ещё в статье Съёмка на белом фоне:
      Не очень подходит для прозрачных предметов (стекло, прозрачные сосуды с жидкостями, очень тонкие ткани).
      .
      Вся суть белого пересвеченного фона свобода в постобработке (Съёмка в детском саду. Конечный продукт). На любом другом фоне вы сильно ограничены в постобработке.

      Например, любая цветокоррекция лица приведёт и к изменению цвета фона. А, значит, нельзя будет составить фотографии детей рядом при составлении традиционных виньеток. Слишком будет бросаться в глаза разница в фоне.

      А цветокоррекцию лица приходится делать часто. Например, лицо у ребёнка слишком красное или слишком бледное. Конечно, этот вопрос решается с помощью масок. Но маски это увеличение времени постобработки.

  16. Андрей:

    Я имел в виду, что пережженые пряди будут сильно бросаться в глаза на больших отпечатках. Как лучше их подправить? Просто стереть слишком неестественно.

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Их не надо подправлять.
      Они смотрятся также естественно, как и при контровом свете на улице.
      Там тоже потери на краях одежды, волос.
      Очень часто я снимаю на абсолютно белом фоне.




  17. Павел, спасибо за полезную статью. Подскажите, как с помощью двух моноблоков осветить класс в школе? Понимаю, что их мало, но все же. На камере есть внешняя вспышка. Спасибо.

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Здравствуйте, Екатерина.
      Фотографируйте школьников в том помещении, где не очень высокий светлый потолок. Один моноблок можно направить в потолок, другой в большой белый отражатель перед группой ребят. Роль отражателя могут исполнять куски ватмана, разложенные на полу. Если стена за вами тоже близко, то направлять второй моноблок можно не в пол, а в стену за собой. Вспышку на камере используйте как синхронизирующую в режиме Manual и как заполняющую (излучатель направлен в потолок, в стену или в крайнем случае сильно убавленную по мощности на школьников).

      Для примера, групповой портрет на странице 8, сделанный лишь одной накамерной вспышкой. Излучатель вспышки был направлен за себя в потолок и чуть-чуть левее (хорошо видно по теням и по бликам в глазах, если увеличить масштаб просмотра).
      Альбом для детского сада
      Излучатель вспышки отводим за себя, чтобы:
      1. увеличить площадь отражения (выравнивание освещенности по ширине и по высоте);
      2. удалить источник света от снимаемого объекта (применение правила обратных квадрантов на практике и за счёт этого выравнивание освещённости по глубине).
      Экспозиция выставлялась по освещённости за окном. Так чтобы окна не превратились в белые засвеченные пятна.

      Если стен рядом нет, потолки высокие, то используйте белые зонты, установленные справа и слева от фотографа на просвет или серебрянные на отражение. Стойки с моноблоками ставьте подальше от группы школьников увеличенное расстояние за счёт правила обратных квадрантов выровняет освещённость по группе.

      В видеоролике четырёхлетней давности Марк из Адорама ТВ прямо с экспонометром в руках показывал, как работает правило обратных квадрантов, и как увеличенное расстояние влияет на освещённость группы людей. И как большой источник света можно заменить отражённым от стены светом. Он там прихвастнул, что как-то снимал одним источником то ли 50 то ли 60 человек.
      https://youtu.be/L0pBaPRRg_o

    2. Павел Говоров Павел Говоров:

      Или вы вовсе не про групповой портрет (класс как школьники), а про освещение именно класса, как помещения?
      Тогда стойки с моноблоками размещайте по диагонали помещения в противоположных углах. Излучатели моноблоков направляйте в потолок. Следите, чтобы помещение освещал именно отражённый свет от потолка, и не было прямого попадания света от моноблоков на предметы в классе. Для лучшего контроля паразитного освещения используйте шторки и чёрные флаги. На фотографии ниже использованы шторки. Они защищают помещение класса от прямого света от моноблока.
      IMG_7137

  18. Павел, спасибо большое за такой подробный ответ. Я говорила о съемке всего класса с учениками за партами. Попробую все Ваши отличные варианты. Спасибо за то, что делитесь опытом.

  19. Екатерина:

    Спасибо за ответ. Про синхронизатор тоже думала, собиралась покупать. А если брать более мощные источники света, может, что -нибудь посоветуете. Или в дополнение к указанному комплекту.

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      К сожалению, комплект, который бы я посоветовал, будет на порядок дороже.
      Например:
      Bowens Gemini 500c/500c (BW-4950TXEUR)
      http://pixel24.ru/vcd-466-1-11558/goodsinfo.html?vendorId=
      .
      JINBEI DPsIII KIT 3
      http://www.amd-photo.ru/shop/impulse-kit-lights/jinbei-dpsiii-kit-3/

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

© 2016 fimpuls.ru // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru