Съёмка в детском саду. Конечный продукт
Пока фотограф полтора часа снимал 25 детей на виньетки, весь процесс был тщательно зарисован одной девочкой. И посмотрите, как всё точно передано. За моделью стоит фон. Под ногами большая сумка фотографа. А что это за странный предмет, напоминающий гиперболоид инженера Гарина и излучающий мощный пучок света? Правильно это софтбокс. А что стоит за фотографом? Не удивляйтесь, это колодец. И, правда, как же без колодца-то?
Это было лирическое отступление. А теперь по делу. Любой продукт нужно упаковывать. Фотографии обычно помещают в рамочку. Но есть и другая альтернатива фотокниги. Предложений от производителей книг сейчас предостаточно: полиграфические и фотохимические книги, в коже и с фотообложкой, с металлическими вставками и с теснением, сшитые, склеенные, на пружине, с форзацами и без. Воспользуемся и мы возможностью напечатать книги.
Приведу полный цикл создания книги для подготовительной группы. После съёмки, процесс которой подробно описан в статье Съёмка в детском саду , провожу ещё один день с группой. Снимаю зарядку, завтрак, тематические занятия, занятия в спортзале и прогулку. Повторю здесь схему освещения для постановочной съёмки, хотя её неплохо нарисовала Лена из подготовительной группы.
Нетканный фон в два слоя натянут на систему крепления фонов Manfrotto с телескопической перекладиной. Натягиваю фон для того, чтобы избежать складок на нём. Меньше складок -> меньше отбрасываемых теней от складок -> легче получить абсолютно белый фон.
При погрудном портрете для получения абсолютно белого фона вполне достаточно одного источника света помимо рисующего. Он виден на переднем плане.
На фотографии не показан лишь отражатель. Он располагается у фонового источника света и исполняет сразу две функции подсвечивает модель с теневой стороны и защищает модель от засветки фоновым источником (т. е. ещё и роль флага исполняет).
Особое внимание уделяю бликам в глазах. Свет выставляется так, чтобы красиво подстветить прежде всего зрачки. В угоду красивым бликам, я могу даже пренебречь неудачным падением теней на лице. Но, как правило, установив свет по глазам, получаешь и неплохой светотеневой рисунок на лице.
Глубину теней регулируете расстоянием до отражателя и типом поверхности отражателя. Хотите глубоких теней ставьте чёрный отражатель. Напомню, что чёрный отражатель (или ещё говорят затенитель) тени всё-таки подсвечивает. Просто в отличае от белого отражателя он отражает не 90-95% падающего света, а только 5%.
Весь отснятый материал проходит постобработку в Lightroom. Можете посмотреть, каковы были настройки постобработки в этом сете (ссылка на увеличенный вариант картинки присутствует).
Обращу ваше внимание лишь на один момент постобработки. Не всегда фон удаётся получить абсолютно белым прямо при съёмке. Причины разные, и об одной из них я говорил выше складки на фоне. Дабы сделать фон абсолютно белым можно использовать несколько способов постобработки.
Про обработку фона в Photoshop CS я говорил в статье Съёмка на белом фоне. Часть 2. В Lightroom удобно использовать локальную кисть либо просто чуть сместить кривую в палитре Tone Curve, как сделано в данном случае. Смещение верхнего края кривой влево почти не заметно, но оно есть, так как видно исходное положение кривой в виде пунктирной линии.
Внимательных читателей могут смутить параметры съёмки, указанные прямо под гистограммой. Почему чувствительность не ISO 100, а ISO 125!? Поясню сей момент.
С чего начинается обычно съёмка? С выбора диафрагмы. Она влияет на глубину резкоизображаемого пространства (ГРИП). Для студийного погрудного портрета я обычно выбираю диафрагму в пределах f/8 f/11. Поскольку фон будет абсолютно белым, то нам не важна степень его размытия. Степень размытия, или иначе, степень различимости деталей на фоне влияет на то, как фон будет отвлекать от собственно портрета. Чем сильнее размыт фон, тем больше внимания к лицу человека.
Выбрав диафрагму, начинаем устанавливать мощность источника света. Про выдержку мы тут не вспоминаем, поскольку снимаем с качественным импульсным светом. Устанавливается мощность с помощью регуляторов на корпусе импульсного моноблока. Если мощность почти устраивает, но всё-таки чуть мала, а повторно к моноблоку идти не хочется, то я слегка изменяю на камере чувствительность. Так и получилось, что чувствительность чуть возросла.
Вы можете возразить, что при увеличении чувствительности ухудшилось качество изображения (увеличились шумы). Ничуть. Изменения столь незначительны. что о них не стоит и говорить. Более того, я могу предположить, что качество изображения даже улучшилось. Почему? Насколько мне известно, реальная (физическая) чувствительность сенсоров матрицы составляет величину около ISO 160. Следовательно ISO 100 это уже некая интерполяция. Скорее всего с этим связано и то, что в некоторых камерах Nikon исходной чувствительностью является ISO 200, а в некоторых любительских зеркальных камерах ISO 100 вообще нет.
Вернёмся к нашему процессу создания книги. Из готовых фотографий можно сверстать традиционные виньетки. Слово виньетки сейчас принято использовать для любой рамочки вокруг фотографии ребёнка. Но изначально оно применялось только для рамочек, использующих эффект виньетирования (затемнения к краям). Со временем виньетирование стали делать не только тёмным, но и белым. Посмотрите на фотографию Роберта Бейна, сделанную в 1890-ом году. Здесь как раз видно, как делалась виньетка в дофотошопные времена.
Роберт Бейн. Фотосессия. 1890 год.
Брали лист бумаги и вырезали круг или полукруг. Края образовавшейся рамочки надрезали в виде зубчиков (треугольников). Далее вводили эту рамочку в кадр в зону нерезкости. На вышеприведённой фотографии такой полукруг стоит на подставке между фотографом и ребёнком. В результате получали плавный переход от изображения человека к белому фону. Вот вам и белая виньетка.
И заметьте, как зафиксирована голова ребёнка. Светочувствительность фотоматериалов была очень низкой, поэтому и выдержки были длинными. Ни ребёнок, ни взрослый не в состоянии были долго держать голову неподвижной. Иногда и мне хочется иметь такое устройство на детсадовской съёмке :).
Сейчас в моде синие фоны под виньетки. Популиризатором таких фонов стал московский фотограф Михаил Понедельник (https://www.vinyetka.ru/). Долгое время я пользовался его шаблонами для виньеток. Они отличались чувством вкуса и качественным исполнением. И хотя я не поддался моде на синие фоны, ничего лучше его виньеток для съёмки в детском саду и школе я не знаю.
Виньетки никуда не делись и по прежнему пользуются спросом. И в фотокнигу я их тоже включаю. Подробно про вёрстку фотокниг я говорил в статье Adobe InDesign для фотографа.
В данном случае я использовал то же самое программное обеспечение. В книгу входят не только постановочные фотографии (виньетки), но и репортажные фотографии.
Из миллиона шаблонов, найденных на просторах Интернета, я подобрал наиболее строгий и в то же время подходящий, на мой взгляд, для детских книг. Никаких смешариков, миккимаусов, губкабобов и прочей лабуды. Чистая графика. На основании найденного образца, я создал новые шаблоны под свой формат книг. Фрагменты разворотов книги кликабельны.
Вот и весь процесс. Удачи в работе и творчестве!