Короче выдержки синхронизации 2
Почти год назад я обещал рассказать о способах обойти выдержку синхронизации (Короче выдержки синхронизации). И бахвальствовал, что мне известно аж 7 таких способов. Один способ я сразу же и описал. Сегодня расскрою остальные секреты.
Напомню, что выдержка синхронизации это наименьшая выдержка при которой ещё существует момент полного открытия окна затвора. Чуть сложновато для понимания. Просто надо знать, что при выдержках короче выдержки синхронизации затвор никогда не открыт полностью. Между шторками как бы остаётся щель, которая последовательно проходит над всей плоскостью кадра, экспонируя его по частям. Посмотрите на анимации в начале статьи. На ней показано, как работает затвор на выдержках длиннее или равных выдержке синхронизации.
Вторая анимация показывает, как работает затвор при выдержках короче выдержки синхронизации. Нет ни одного момента времени, когда бы было видно одновременно всё изображение. А значит, если мы в какой-то момент запустим вспышку, то у нас осветится только часть кадра. Остальная часть кадра в этот момент будет закрыта шторками и на итоговой фотографии окажется в тени. Вот с этим явлением нам и предстоит побороться.
Итак. Вернёмся к способам обмана. Второй способ максимально банальный, но абсолютно рабочий. Мы тупо скадрируем фотографию, отрезав участок, закрытый шторкой затвора. Вот такой-вот безхитростный способ обхода выдержки синхронизации.
Третий способ вы сами давно используете. Это электронный затвор. Он завоевал все цифровые мыльницы и беззеркалки, завоевал сотовые телефоны и видеокамеры. Он даже проник в святая-святых в зеркалки и среднеформатную технику. Поскольку нет механически движущихся шторок, то снимать со вспышкой можно на любой выдержке.
Четвёртый способ тоже связан с конструкцией затвора. Существуют так называемые центральные затворы. Такой затвор имел фотоаппарат Смена-8М. Шторки (или ламели) не движутся сверху вниз или справа налево. Они как ирисовая диафрагма фотоаппарата движутся лепестками из центра/в центр. Собственно говоря, сам затвор в такой конструкции может выполнять роль диафрагмы. У центрального затвора, как правило, нет ограничений по синхронизации со вспышками, но есть ограничения по длительности самих выдержек. По крайней мере дешёвый фотоаппарат Смена-8М, имея выдержку синхронизации 1/250 с (у него короче выдержки и не было), запросто уделывал по этому параметру дорогой Зенит со шторным затвором, имевший выдержку синхронизации лишь 1/30 с.
Пятый способ это всемизвестная высокоскоростная синхронизация, встроенная во все современные внешние вспышки (FP/HSS). Высокоскоростная синхронизация нужна именно для работы с выдержками короче выдержки синхронизации. При этом во время экспонирования снимка вспышка делает не один импульс, а несколько. Недостатки у этого способа тоже есть. Падает мощность вспышки (её импульс делиться на несколько импульсов меньшей мощности). Вспышку необходимо либо оставлять в горячем башмаке, либо управлять ей по протоколу Canon (Nikon), а это дополнительные устройства синхронизации. Третьий недостаток это временный паралакс, который на быстро движущихся предметах может дать смаз. Надо уточнить, что паралакс (смещение верхних частей изображения относительно нижних) в данном случае никак не связан с работой вспышки. Это особенность работы шторных затворов на выдержках короче выдержки синхронизации. Посмотрите на иллюстрацию ниже. Левая фотография вентилятора, имеющего постоянную скорость вращения лопастей, сделана при выдержке синхронизации (1/200 с), а правая фотография при выдержке 1/1000 с.
Казалось бы, что при выдержке 1/1000 с вентилятор должен получиться заведомо резче, более замороженным. Ан нет. За счёт паралакса он выглядит наоборот более размытым.
Шестой способ работает только при наличии постоянного света. Рассмотрим две фотографии ниже. Солнечное утро, естественный постоянный свет. Левый снимок сделан без вспышки, а правый с заполняющей вспышкой на выдержке 1/400 с фотоаппаратом Canon EOS 5D Mark II.
Но фотоаппарат Canon EOS 5D Mark II имеет выдержку синхронизации 1/200 с. Где же шторка в кадре? Почему её не видно? А давайте оставим вспышку, но введём в кадр белый фон. Voila и шторка стала видна (затемнение кадра справа).
Догадались, почему шторка была не видна до этого? Она просто попадала в область кадра, где было небо.
Для чего может понадобиться такой способ съёмки? Представьте, что на прогулке вам надо подсветить модель вспышкой. Предположим, что кадр горизонтальный. Солнечного света много, выдержка уже равна выдержке синхронизации, а сильно зажимать диафрагму вы по какой-то причине не хотите (например, вам нужен размытый фон, или при зажатой диафрагме уже будет не хватать мощности вспышки). Тогда вы переворачиваете фотоаппарат (пентапризмой вниз) и делаете снимок при укороченной выдержке 1/400 с. Почему фотоаппарат надо переворачивать? Потому что при обычном горизонтальном положении фотоаппарата затемнение кадра будет снизу, а значит подсветить землю вспышкой не удастся. Поэтому и переворачиваем фотоаппарат вверх тормашками. Пусть шторка окажется в небе. Кстати подумайте на досуге, почему большинство производителей фотоаппаратов стараются выполнять затворы таким образом, чтобы ламели двигались по короткой стороне кадра?
Седьмой способ вариация второго способа и некая противоположность шестого способа. Ни постоянный свет, ни вспышка не должны попадать на фон. Предмет фотографируется на абсолютно чёрном фоне. Снимаемый предмет точно так же помещаем в область кадра, где он не будет закрыт шторкой затвора. Способ интересен лишь как теоретически возможный, но практически никогда не используемый. Поскольку при отсутствии постоянного света нам и не нужна короткая выдержка. Мы можем поставить вообще сколь угодно длинную выдержку. Изображение всё равно будет заморожено лишь импульсом вспышки. Более того мы можем в течении экспозиции одного кадра сделать несколько импульсов вспышек. Например, режим стробоскоп во внешних вспышках выполнен именно по такому принципу. Но это тема отдельной статьи.
Все секреты раскрыты.
Удачи в работе и творчестве!