Съемка на белом фоне

Я не буду рассматривать здесь случай, когда фон всё ещё имеет текстуру. Я буду рассматривать случай, когда при съёмке портрета необходимо сразу получить абсолютно белый фон.

В восмибитной цветовой модели RGB этот фон будет иметь цвет R=255, G=255, B=255 (или ffffff). Получение такого цвета фона непосредственно при съёмке сильно облегчит последующую ретушь.

Наиболее часто такой способ съёмки используется в стоковой фотографии. Иногда такие фотографии называют ещё «изолятами». Рассмотрим случай съёмки портрета (особенности съёмки натюрморта будут рассмотрены в отдельной статье).

Большинство начинающих стоковых фотографов теряются в догадках, как же получить абсолютно белый фон без последующей изнурительной работы в растровом редакторе (например, в «Photoshop»)?

Есть 4 способа, позволяющие достаточно легко получать снимки человека и предметов на абсолютно белом фоне.

  • Использование хромакейного (зелёного, синего) фона с последующей заменой его на любой другой (в том числе и белый).
  • Использование стеклянного подиума, разделяющего предмет и собственно фон. В портретной съёмке не используется из-за громоздкости. Хорошо подходит для предметки.
  • Использование специальных стеклянно-шариковых фонов. Очень дорого. Требуется кольцевая вспышка. Больше подходит для предметки.
  • Использование сильноотражающих (бликующих) фонов.

Первый способ широко используется в видеосъёмке. Как в студии, так и на пленере.

Вспомните фильм «9 рота». Большинство сцен в горах с душманами снималось на самом деле в студии на хромакейном фоне. И, правда, зачем тащить высоко в горы тысячи артистов массовки, если можно отснять их частично в студии, а потом хаотично «размножить» компьютерным способом?

Из его минусов можно назвать, пожалуй, вероятность зелёных бликов от фона на частях тела, расположенных непосредственно на фоне (например, ступни), и на частях тела, расположенных близко к фону (различные позы сидя и лёжа). Второй минус – ограничение в цвете одежды. Если футболка зелёная, а джинсы синие, то отделить человека от фона становиться уже весьма проблематичным занятием (как на зелёном, так и на синем фоне).

Второй и третий способы используются в основном в предметной съёмке. Для съёмки портрета эти способы громоздки и дороги. Кроме того для тех, кто не любит впоследствии рисовать тени от предмета, эти способы тоже не подходят. Дело в том, что при съёмке как на стеклянно-шариковых фонах, так и на стеклянном подиуме тень (а также и отражение) на фоне от предмета не появляются. Предмет (или человек) как бы висит в воздухе. Смотрится неестественно и «коллажно». Хотя для грамотных художников-дизайнеров рисование тени большого труда не представляет.

Последний способ подходит как для предметки, так и для портретов. Недостатки тоже есть. Не очень подходит для прозрачных предметов (стекло, прозрачные сосуды с жидкостями, очень тонкие ткани).

И всё же последний способ наиболее универсален. Его-то и рассмотрим.

Схема проста. Два импульсных осветительных прибора с рефлекторами направлены под небольшим углом на фон. В качестве рисующего света использован октабокс. Рисующим источником может быть и любой другой источник света – софтбокс, портретная тарелка, срипы, зонты (всё зависит от желаемого светового рисунка). Можно также по желанию использовать и дополнительный источник на заполнение теней.

На пол поверх белого фона уложено оргстекло. Именно оно придало полу высокую отражающую способность. Пол стал фактически зеркалом. Исчезли тени и появились отражения от модели в полу.

Вместо оргстекла подойдет белый поликарбонат или равномерно окрашенные глянцевой белой краской панели ДВП. Или  мезонитовые панели. Мезонитовые панели очень удобны. Они имеют размер 240 см х 120 см. И стоят дешевле оргстекла (белая панель имеет стоимость около 1000 руб. за штуку).

Достоинство оргстекла в том, что его можно положить не только на белый фон, но и на любой другой, тем самым защитив его от обуви.

На левой стороне вышеприведённой фотографии хорошо видна схема расстановки осветительных приборов (я специально сделал этот кадр широкоугольным объективом). Этот же кадр показывает и основной принцип получения абсолютно белого фона: пересвеченный настенный фон отражается в бликующем полу. Там где фон не отражается, пол по-прежнему тёмен.

Мощность фонового света выставлена так, чтобы освещённость фона превышала освещённость модели на 2 ступени экспозиции. Например, модель фотографируем на диафрагме f/5.6, тогда для фона необходимо выбрать диафрагму f/11. Иначе говоря, если при неизменной мощности источников света я на фотоаппарате выставлю диафрагму f/11, то фон у меня должен проэкспонироваться правильно (уже без пересвета).

Обратите внимание на три важные вещи, которые необходимо учитывать при съёмке по такой схеме.

Первое. Это ракурс съёмки. В ПОЛУ ВЫ ДОЛЖНЫ ВИДЕТЬ ОТРАЖЕНИЕ НАСТЕННОГО ФОНА! Как только я поменял объектив на 70-тимилиметровый, так в кадр мне стал попадать только тот участок пола, который был абсолютно белым. И он будет абсолютно белым БЕЗ ВСЯКОГО «ФОТОШОПА» (смотри на правую сторону вышеприведённой фотографии). Если будете снимать, например, с более высокой точки, то отражение фона в полу вы можете не увидеть. Бесполезно снимать модель сверху! Вы не будете видеть отражение фона в полу, а будете видеть отражение себя и отражение потолка студии :).

Второе. ОБЪЕКТИВ ДОЛЖЕН ХОРОШО ДЕРЖАТЬ КОНТРОВОЙ СВЕТ. Иначе контраст изображения будет потерян. В первую свою съёмку испробуйте все ваши объективы при одной и той же постановке света и выберите тот, который справляется с этой задачей лучше всего. Иногда причина снижения контраста вовсе не сам объектив, а защитный фильтр на нем. Просто снимите фильтр.

Третье. РАССТОЯНИЕ ОТ ФОНА ДО МОДЕЛИ ДОЛЖНО БЫТЬ  ОКОЛО ДВУХ МЕТРОВ (А ЛУЧШЕ БОЛЕЕ ДВУХ). Тогда вам не страшны «обратные» засветки от фона на модель. Контуры даже белой одежды останутся чёткими.

 

А это то, что вышло из самой верхней фотографии:

Удачи в творчестве!

Небольшое дополнение к этой статье:

Съёмка на белом фоне. Часть 2

Обсуждение: оставлено 24 коммент.

  1. Роман:

    Доброй ночи!

    Пожалуйста, подскажите, что именно лучше купить для защиты бумажных фонов (черный, белый, серый) от грязи и коблуков.
    Спасибо!

  2. Павел Говоров Павел Говоров:

    В случае использования с разноцветными фонами и фонами отличными от белого лучше приобрести оргстекло.
    Да, оно царапается, да, оно хрупковато, но альтернативы для цветных фонов нет.
    Перед укладкой секла позаботьтесь о ровности пола под фоном (чтоб оргстекло не гуляло).

  3. Роман:

    Спасибо!

  4. Яна:

    подскажите как снять предмет, например обувь с таким же результатом? что бы при съёмке фон был максимально белым?

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Здравствуйте, Яна.
      Можно воспользоваться точно такой же схемой, как в статье. Источники света выставляете точно также. Только у вас с обувью появляется возможность использовать и другие фоны. Например, сэндвич бумага-стекло, как здесь: /archives/odin-istochnik-sveta
      Или использовать акриловое стекло. Белое или чёрное. Причём на чёрном тени будут даже более насыщенными. Разницу между белой подложкой и чёрной подложкой смотрите здесь: /archives/nasyshhennoe-otrazhenie
      Можете использовать зеркальный (фольгированный) пластик. С ним вообще по такой схеме работать легко. Он даёт насыщенное отражение и очень хорошо отражает фоновый свет.
      Более того вам не нужен будет фон такого большого размера. И для его освещения вполне можно обойтись одним источником света.
      С рисующим светом можете поэксперементировать. Для гладкой кожи желателен мягкий свет. Для замши или обуви из текстиля не обойтись без жёстких источников света под достаточно острым углом к поверхности предмета (рефлекторы, рефлекторы с сотами).
      Т. е. никакой разницы в принципе нет. Наоборот больше возможностей.

    2. Павел Говоров Павел Говоров:

      Ещё кое-что добавлю.
      Обычно предметку стараются снять не с отражениями, как здесь, а с тенями. Тогда никакого отражающего основания быть не должно. И фон делается абсолютно белым не при съёмке, а при постобработке.

  5. Яна:

    просто проблема в том, что мне нужен белый фон при съёмке с отражением,но при это обувь я снимаю сверху и те источники света которые светят на фон создают только отражение , а тот фон который остается за предметом не выстреливается.или засвечиваются края кроссовка например((как я понимаю добиться белого фона при съемке ,что бы края ботинка были чёткими очень сложно?

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      съёмка с отражением, но снимаю сверху
      Это как понимать? Как вы видите отражение, если снимаете строго сверху?
      Вот поставлю я, например, тарелку на зеркало и смотрю на неё строго сверху. Как я могу увидеть отражение тарелки в зеркале!? о_О
      .
      Ещё про съёмку сверху по такой схеме освещения. В статье ясно написано, что по такой схеме снимать сверху бесполезно! Вы не увидите выбеленного фона. Угол падения равен углу отражения.
      .
      Если вы хотите снимать сверху, то схема освещения для выбеливания фона должна быть другой, но там не будет ни отражений на фоне ни теней:
      /archives/beztenevaja-sjomka

  6. Яна:

    а можно с вам как то пообщаться не здесь?

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Да, конечно.
      Я всегда открыт для общения:
      gpavelg@yandex.ru
      http://vk.com/pavelgovorov

  7. Роман:

    Добрый день, Павел!

    Прочитал про зеркальный пластик, пожалуйста, если не сложно подскажите где можно его приобрести?
    Еще хотел спросить про опримальный размер, толщину и фактуру оргстекла для защиты фонов.

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Здравствуйте, Роман.
      Зеркальный пластик разной толщины продаётся в рекламных мастерских, а также в строительных магазинах (потолки им, бывает, отделывают).
      .
      Оргстекло продаётся в рекламных мастерских размером 3х2 метра. На таком размере удобно снимать, но неудобно его передвигать. Кроме того в таком размере стекло может лопнуть при перемещении. Лучше разрезать на две половины. Толщина 3 мм.

  8. Роман:

    http://igorsakharov.livejournal.com/100616.html
    Увидел еще применение зеркального пластика. Голову сломал, как это сделано.

  9. Роман:

    Спасибо за информацию!

  10. Иван:

    Здравствуйте, Павел.

    А как правильно рассчитать экспозицию, сели фон подсвечивать сзади?

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Экспозиция не рассчитывается, а измеряется флешметром, либо пробными кадрами (с контролем по гистограмме) или, вообще, с измерением по цифрам (если съёмка ведётся с конролем в Lightroom и подобных растровых редакторах).
      Суть измерения получить разницу между белым цветом с фактурой и пересвеченным белым (абсолютно белым). Так вот, белый с фактурой должен быть максимально ярким, но не терять при этом деталей. Какова же должна быть яркость белого с фактурой? Это зависит от выводного устройства (на чём будете печатать). Общие рекомендации даны в статье:
      /archives/v-pechat

  11. Ирина:

    Здравствуйте, Павел.
    Очень интересная статья, спасибо за такой подробный материал!
    Но у меня есть вопрос: не возникает ли проблем с печатью при цвете фона 255, 255, 255 (в RGB)?
    Был ли у вас опыт преобразования цветовой модели RGB в CMYK? Есть ли какие-нибудь нюансы для типографской печати изображений с абсолютно белым фоном?
    Буду признательна за ответ!

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Ирина, приветствую вас.
      Я очень много печатал полиграфических свадебных книг, а также мои фотографии попадали в книги и альманахи, использовались в календарях. При наличии абсолютно белого фона ни с изменением цветового пространства, ни с печатью проблем нет.
      /wp-content/uploads/2012/12/ch_6.jpg
      .
      Кстати, напомню, что при печати на струйном принтере вы доверяете преобразование в CMYK самому принтеру. И тоже никаких проблем нет. Абсолютно белый фон это просто цвет бумаги, на которой вы печатаете.
      .
      Более того. Когда вы готовите макет фотокниги, где используются белые поля, то какого они цвета? Они абсолютно белые и без проблем таковыми печатаются. И это не зависит от того, каким программным обеспечением вы пользуетесь (InDesign или Photoshop).
      /wp-content/uploads/2012/12/IMG_8223.jpg
      .
      Как я указывал выше Ивану, самое главное получить чёткую разницу между белым цветом с фактурой и абсолютно белым фоном (255, 255, 255).
      .
      Гораздо больше проблем возникает с тенями. Заметил, что при полиграфической печати тени с фактурой надо вытягивать гораздо сильнее, чем для мокрой фотохимической печати.

  12. Ирина:

    спасибо большое за быстрый ответ! если можно, я вышлю Вам на e-mail фото, из-за которого у меня возник такой вопрос. Это фото для каталога свадебной фирмы. Если конкретно, то вопрос в фате. В некоторых местах она полностью засвечена. Как я понимаю, полностью белый цвет просто не печатается (полноцветная типографская печать), как же тогда будет печататься фата? некими остравками? это нормально или это не годится и надо что-то делать? извините, что так много вопросов, просто хочется избежать ошибки.

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Ирина, в вашем случае детали (фактура) на фате полностью пропадут. Начиная где-то с яркости 245 все детали фаты пропадут и на печати будут выглядеть абсолютно белыми. Подробнее было в статье В печать (/archives/v-pechat). Как вы правильно заметили, фата будет островками.
      Дабы этого избежать необходимо было выбрать другую схему света. Я выше в этой статье предупреждал:
      Данная схема не очень подходит для прозрачных предметов (например, очень тонкие ткани).

  13. Дмитрий:

    Единственная толковая статья о съемке на белом фоне как людей, так и предметов. Несколько недель искал материал в интернете на эту тему. Нашел две статьи: эту и другую (но в ней только для совсем маленьких предметов годится описание). Спасибо!

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      И вам спасибо за отзыв и за помощь сайту.

  14. Здравствуйте Павел , Подскажите снимаю по вашей схеме все получается отлично , вот только хотелось бы больше обьема . Видел много фотографий с изоляцией на них у модели в раёне виска или в раене открытых участков кожи есть белые рефлексы как их добится ?

    1. Павел Говоров Павел Говоров:

      Я не совсем понял, что за рефлексы вы имеете в виду.
      Лучше дайте ссылку на конкретный пример.
      .
      Для увеличения объёма обычно используется приём чередования свет-тень.
      Например, он использован в иллюстрациях к следующим статьям.
      Бизнес-портрет: /biznes-portret/
      Анастасия: /anastasiya/
      Его хорошо заметно на видео Хитрости Lghtroom -2. Отбор фотографий: /hitrosti-lightroom-2-otbor-fotografij/
      Хитрости Lightroom: /hitrosti-lightroom/

      Этот приём я довольно часто использую. Ещё два примера его использования.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

© 2016 fimpuls.ru // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru