В печать
Печать снимков – одна из самых больших проблем фотографа.
Правильный ли цвет? Не слишком ли контрастно? А печать фотохимическая или полиграфическая? Матовая или глянцевая? А может холст? А насколько долговечны отпечатки? И т. д. и т. п.
Я предполагаю, что ваш монитор уже откалиброван. Если нет, то дальше читать бессмысленно. Более того. Бессмысленно не только читать, но и оценивать качество фотографий. И, тем более, следует забыть о постобработке фотографий на неоткалиброванном мониторе. Калибровка монитора – это то, что должно быть сделано в первую очередь.
Как-то на одной из выставок один молодой фотограф заявил мне, что тот-то фотолаб печатает лучше, чем фотолаб на такой-то улице. Я его спрашиваю, откалиброван ли его монитор? Отвечает, что нет. Как можно оценивать печать в этих фотолабах, если ты даже не знаешь, как в реальности выглядят твои фотографии?
Едем дальше. В этой короткой статье я не буду обсуждать проблемы цвета на фотографиях. Это очень сложный вопрос. До сих пор не решённый вопрос. Вообще, цвет – это сплошные компромиссы.
Здесь затронем только один нюанс при печати фотографий. Ограничения в тенях и светах. Насколько глубокими могут быть тени, чтобы в них всё ещё читались детали изображения? И насколько светлыми могут быть самые светлые участки изображения, чтобы тоже иметь в них детали?
Я предпочитаю печатать фотографии в фотолабораториях. Хотя у меня дома есть два фотопринтера (форматов А4 и А3), я по-прежнему предпочитаю фотохимическую печать в фотолабе.
Несколько лет назад я создал в растровом редакторе небольшой тестовый файл изображения, в который включил самые проблемные яркости (в оттенках серого): от 0 до 27 и от 215 до 255. Конечно, я имею в виду восьмибитную модель цвета RGB. Вы видите эту картинку в начале статьи.
Слева нанёс серую шкалу от абсолютно белого (R=255, G=255, B=255), до серого со значением R=215 G=215 B=215 (#d7d7d7) . Справа нанёс такую же серую шкалу, но с яркостью от абсолютно чёрного (R=0, G=0, B=0), до серого со значением R=27 G=27 B27 (#1b1b1b). Вы также видите на изображении значения 96% и 4%. О них я расскажу чуть позже.
Почему я не включил в изображение диапазон серого в границах яркости от 27 до 215? Я предполагал, что этот диапазон яркости в состоянии напечатать даже самый паршивый фотолаб (что, в конце концов, подтвердилось на практике).
Это изображение я отпечатал во всех близлежащих фотолабораториях города. Большинство фотолабов настроены на работу с любительскими фотографиями. Они в автоматическом режиме поправляют экспозицию снимка (притемняют слишком светлые снимки, «вытягивают» детали в тенях). В результате на печати можно получить изображение с потерянным контрастом или с выпирающим цветным шумом в тенях. Поэтому перед печатью я просил лаборантов отключать автоматическую цветокоррекцию изображения.
Полученные отпечатки из разных фотолабов я сравнил между собой. В целом, тест показал, что даже недорогие фотолабы в состоянии передавать диапазон яркостей от 10 до 245.
Следовательно, всё, что у вас на снимке имеет яркость R=10 G=10 B=10 и менее, будет выглядеть как абсолютно чёрный цвет. Всё, что имеет яркость R=245 G=245 B=245 и более, будет иметь цвет самой засвеченной фотобумаги.
Грубо говоря, фотографу достаточно запомнить только одно число. И эта число 10. Всё, что имеет яркость менее 10, будет на фотографии напечатано абсолютно чёрным. Всё, что имеет яркость выше 245 (255-10=245), будет напечатано абсолютно белым.
Сразу возникает вопрос, а какие значения границ яркости принимать, если я работаю в «Adobe Lightroom»? Ведь в нём цвет задан в процентах. Вот тут мы подошли к тем двум неописанным ранее значениям, указанным на изображении: 4% и 96%. Если из «Lightroom» вы выводите изображение в формат JPEG, то яркости 10 в восмибитной модели цвета будет соответствовать значение 4%, а яркости 245 – 96%.
Пользователю «Lightroom» тоже достаточно запомнить только одно число – 4. Всё, что имеет яркость меньше 4%, будет напечатано абсолютно черным. Всё, что имеет яркость выше 96% (100-4=96%), будет напечатано абсолютно белым.
Добавлю, что известные рекламные фотографы рекомендуют придерживаться более узкого диапазона. На своём московском мастер-классе Урс Рехер (Urs Recher) говорил, что он «укладывает» диапазон сцены в значения от 16 до 242.
Успехов в творчестве!