Практическое использование гелей
В таблице Гели приведены характеристики конверсионных и корректирующих гелей. Напомню, что конверсионными называются гели, применение которых ведёт к изменению цветовой температуры источника света от одного стандартного значения к другому. Понятно, что такое определение весьма условно.
Любой модификатор (а тем более фильтр) меняет цветовую температуру источника света. Даже софтбокс меняет температуру света моноблока (Влияние софтбоксов на цветовую температуру). Но нам важны именно стандартные гарантированные изменения.
Первоначально конверсионные фильтры применялись для приведения цветовой температуры окружающего света к цветовой температуре, на которую сбалансирована плёнка.
К примеру, в фотоаппарате стоит плёнка для дневного света, а снимаем мы в помещении с лампами накаливания. Вот тут нас и выручит конверсионный фильтр. Кстати, подумайте какой фильтр надо было бы одеть на объектив фотоаппарата в этом случае?
С появлением цифровой фототехники жизнь фотографов облегчилась. Подстройка баланса белого уже после съёмки выглядела каким-то чудом. Но это не единственное преимущество RAW-формата. Любой дополнительный фильтр на объективе фотоаппарата понижал количество света, попадающего на плёнку.
Но рано говорить о конверсионных фильтрах как о пережитке прошлого. Начинающие фотографы, начитавшись про формат RAW в цифровых камерах, порой думают, что теперь-то конверсионные фильтры не нужны. Теперь есть RAW-формат.
Эта эйфория мигом пропадает, как только фотографу приходиться для подсветки использовать вспышку. Вспомним, что фотоаппарат можно настроить только на какую-то одну цветовую температуру источника света. А у вас в кадре теперь два источника: окружающий постоянный свет (например, лампы накаливания в помещении) и накамерная вспышка.
Так под какую цветовую температуру настраивать фотоаппарат? Под лампы накаливания? Под вспышку? Вот тут и выручит конверсионный фильтр. Только одевается он теперь не на объектив, а на вспышку.
Вспышка имеет по паспорту цветовую температуру 5500 K. Одев на неё гель Full CTO, мы понизим её цветовую температуру до 2900 K. Лампы накаливания имеют цветовую температуру в пределах 2700 3300 K (температура сильно зависит от напряжения питания ламп).
Таким образом, у нас в кадре теперь два источника с очень близкой цветовой температурой. Фотоаппарат можно настроить либо на 2900 K, либо на температуру ламп накаливания. И начать снимать. Теперь в кадре не будет вспышечного эффекта уход заднего плана в желтизну.
На снимке в начале статьи приведен более сложный пример использования цветного фильтра. Здесь целых три источника света с разной цветовой температурой: свет от вспышки, свет от люстр, естественный вечерний свет за окном.
Но выравнивать цветовую температуру всех трёх источников мы не будем. Мы используем разницу между цветовой температурой источников, как художественный эффект цветовой контраст желтый-синий.
На вспышку одет жёлтый фильтр. Не конверсионный, а просто подвернувшийся жёлтый. Он не гарантирует стандартное изменение цветовой температуры. Т. е., одев его на вспышку, мы не сбалансируем цветовую температуру люстр отеля и цветовую температуру вспышки. Мы просто несколько приблизим их друг к другу.
Здесь баланс белого надо выставлять строго по вспышке с надетым фильтром. Тогда цвет кожи модели будет правильным. Поскольку цветовая температура вспышки с фильтром не сбалансирована полностью с лампами накаливания, то люстры на снимке выглядят не белыми. Но мы этого и не добивались. Цвет света люстр выглядит просто чуточку необычно.
А что же произойдет с вечерним светом за окном? На снимке окна окрасятся в синий цвет. Цветовая температура вечернего света значительно выше температуры ламп накаливания и температуры вспышки с жёлтым фильтром. Получили контраст, основанный на цвете.
Удачи в работе и творчестве!