Эмпирические правила

Сегодня поговорим о выдержке, Солнце и Луне. Во как! :)

Напомню, что термин эмпирический означает полученный опытным путём. Т. е. никакой математики, никаких доказательств и расчётов. Формула получена исключительно из практики. Несколько эмпирических правил я сейчас и приведу.

Самое известное эмпирическое правило среди фотографов. Для исключения шевелёнки выдержка на фотоаппарате должна быть не длиннее величины обратно пропорциональной фокусному расстоянию. Понятно, что секунды (выдержка) никак не могут быть равны миллиметрам (фокусному расстоянию). Ни прямо пропорционально, ни обратно пропорционально. :) Но поскольку правило не из учебника физики, а эмпирическое, то мы спокойно приравниваем время и длину в одной формуле.

t=1/F

Подставляя в эту формулу фокусное растояние объектива, который стоит у вас сейчас на фотоаппарате, мы получим значение самой длинной выдержки, при которой ещё можно избежать смаза  изображения. Например, я установил объектив с фокусным расстоянием F=50 мм. Тогда выдержку я не должен ставить длиннее t=1/50 с.

На что расчитано это правило? Оно рассчитано на среднестатического фотографа, который снимает что-то малоподвижное или вообще неподвижное прямо с рук (не пользуясь штативом).

Когда не работает это правило? Оно не работает (неприемлемо), когда фотограф поставил фотоаппарат на штатив. Тогда выдержку можно сделать длиннее.

Оно не работает, когда снимают что-либо подвижное (бегают дети, едут автомобили). Тогда не важно, неподвижна ли камера в руках фотографа (или вообще она стоит на штативе). В этом случае величина выдержки зависит от скорости движения снимаемого объекта чем выше скорость, тем короче должна быть выдержка для заморозки изображения.

Это правило не работает, когда мы намеренно хотим получить смазанное изображение. Тогда мы специально ставим выдержку длиннее.

Это правило не работает, когда фотограф не среднестатический, а с очень твёрдой рукой. Он сам как штатив. Я видел фотографию снятую на штатный объектив с рук на выдержке 6 секунд без всякой шевелёнки!

Это правило не работает, если мы снимаем в студии с импульсным светом. В этом случае замораживает не выдержка фотоаппарата, а длина светового импульса.

Второе эмпирическое правило касается съёмки в солнечный безоблачный день. Если мы снимаем против солнца, то диафрагму надо поставить f/16, а выдержку обратно пропорционально значению чувствительности. Опять белиберда с точки зрения физики. Как я могу по одну сторону равенства поставить время (выдержку в секундах), а по другую сторону чувствительность (в относительных единицах ISO)? Однако, мы подложим свинью физикам это сделаем.

t=1/ISO (при f/16)

Выходите на улицу в солнечный день, когда на небе ни облачка. Доставайте фотоаппарат и следуйте вышеозвученному правилу. Например, выставили диафрагму f/16, чувствительность ISO 100, тогда выдержку ставим t=1/100 с. Не верьте ни единому моему слову. Всё проверяйте на практике!

Уточню ещё одну вещь. Обратите внимание, что диафрагма f/16 ставиться именно при съёмке против солнца. Когда снимаете по солнцу, то диафрагму смело можно открывать на одну ступень (f/11).

А чего я вам навязываю диафрагму f/16? Вдруг вы хотите снимать на диафрагме f/2.8? Нет ничего невозможного. Пользуясь этим же эмпирическим правилом и пересчётом ступеней экспозиции вы легко найдёте необходимую выдержку. В нашем примере при переходе с f/16 на f/2.8 мы увеличим экспозицию на 5 ступеней (-> f/11 -> f/8 -> f/5.6 -> f/4 -> f/2.8). Значит выдержку необходимо будет укоротить на те же пять ступеней и установить 1/3200 с (-> 1/200 -> 1/400 -> 1/800 -> 1/1600 -> 1/3200). Видите, как всё просто?

Третий случай касается съёмки Луны. А вот в этом случае строгих правил нет. В первую очередь забудьте про все автоматические режимы камеры. Как правило, автоматика даст передержку и Луна получиться белым пятном. Поэтому сначала ставим камеру в ручной режим (Manual).

Выдержку выставляем обратно пропорционально чувствительности (как и при съёмке Солнца). Диафрагма будет зависеть от фазы луны. При полнолунии можно диафрагму выставить f/11 f/16 (опять же как при съёмке Солнца). При полумесяце диафрагму выставляем f/4 f/8.

Есть ещё кое-какие хитрости при съёмке Луны. Яркость Луны и окружающего пейзажа выравниваются где-то ближе к вечеру. Типичный пример такого снимка вы видите в начале статьи. Снимок сделан зимой в 15:00 перед заходом солнца (в середине декабря у нас в 16:00 уже начинает темнеть).

Удачи в работе и вдохновения в творчестве!

Обсуждение: есть 1 комментарий

  1. Это уж точно придется тоже по экспериментировать. Надеюсь поможет подчеркнутая здесь информация.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

© 2016 fimpuls.ru // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru